Сеяние смерти - как образ забавы

Зверя надо сначала гнать,
Чтоб пал заморен, и потом
Начал седые снега лизать
Розовым языком
Павел Васильев,
"Охотничья песнь", 1929


Несмотря на то, что многие охотники доказывают необходимость любительской охоты ее экономичностью, экологичностью, селекционной важностью и т.п., в конечном итоге охотник-любитель охотится не для того, чтобы управлять, охранять, контролировать, выбраковывать или улучшать дичь - он охотится ради своего собственного развлечения. И заботятся охотники о дичи, подкармливая ее в лихую годину, устраивают гнездовья только с одной целью - чтобы забрать ее жизнь потом. Да, они очень широко разделяются по своим мотивациям, взглядам, привычкам, возможностям, ментальности и поведению. Но у них всех есть одно общее - это желание получить удовольствие путем убийства, или же получить удовольствие при помощи выслеживания, преследования, погони, целью чего, в конечном счете, тоже является душегубство. Имеется довольно много разных видов любительской охоты. Но центральным смыслом каждого из них опять является убийство. Поэтому сеяние смерти - вот центральный образ забавы, именуемый любительской охотой.

Но в чем причины убийства? Что способствует убийству? Какие мотивы толкают охотника забирать жизнь животного?

Охотники часто ссылаются на особый инстинкт убивать ради развлечения, который, якобы, достался им в наследство то ли от зверей, то ли от пещерного человека. На самом деле это пустая выдумка, уловка, миф. Никакого такого особого инстинкта убивать не было и нет. Ни одно животное не убивает ради развлечения, а только по делу: при самообороне или ради пропитания. Так что на гены от зверей ссылаться нечего. Это - во-первых.

Во-вторых, если бы человеку такой инстинкт достался бы в наследство от пещерного человека, то он был бы присущ всем людям (как сексуальный инстинкт), а не только охотникам.

И в-третьих. Ссылка на так называемый "инстинкт убивать" просто очень удобна для охотников: "Я не сволочь, у меня гены такие".

Как полагает российский экопсихолог, доктор психологических наук С.Д. Дерябо, греховное желание убить на охоте животное ради развлечения вызывается не эфемерным бессознательным "инстинктом", якобы "доставшимся нам от предков", а вполне осознанными и не лучшими человеческими потребностями: желанием выместить на более слабом и беззащитном свою злобу, показать свою власть (если я его убил, то я его сильнее и главнее). У психологов это называется "смещенной агрессией". Здесь бытует даже особая некрофильная магия отнятия жизни (бог наоборот).

Можно добавить еще и следующее:

1. Мощная реклама любительской охоты, поддерживающая идею душегубства как таковую. Именно во многом благодаря рекламе начинающий охотник не видит ничего предосудительного в убийстве животного.

В царской России и сейчас в странах СНГ издаются десятки охотничьих журналов и газет, сотни книг на охотничью тематику. Охоту воспевали многие известные писатели и поэты - от Пушкина до Пришвина и Соколова-Микитова. А вот антиохотничья пропаганда (не считая ее некоторого усиления в конце 1960-х - начале 1970-х) практически не ведется (против десятков тысяч книг об охоте до сих пор не было издано даже одной против охоты). Нет в наших странах и антиохотничьего движения как такового. Совсем иначе дело обстоит на Западе. Противники любительской охоты имеют там очень влиятельные позиции, пользуются широкой поддержкой среди населения. Активно действуют международные альянсы против охоты.

В результате их деятельности в 1995г. 80% британцев выступало против традиционной английской охоты на лис, 93% жителей Новой Зеландии не одобряет охоту на китов (Gunn, 2001). Оставшиеся виды любительской охоты находятся под строгим контролем государства и общественности. Практически вся Европа запретила весеннюю охоту. Протест против охоты доходит до того, что политическому деятелю легче сознаться в "голубизне", чем в склонности к убийству животного (Костюков, 2002).

У нас все наоборот. Для сравнения, в Украине, согласно социологическим исследованиям, проведенным Киевским эколого-культурным центром в 2002 году, только 50% опрошенных выступает против любительской охоты, 29,5% ее поддерживают, 20,5% не определились с ответом. Из-за отсутствия даже элементарной критики отечественная любительская охота становится все более распущенной и циничной: возродились было прикрытые в начале 1990-х "царские" охоты, разрешена варварская весенняя охота, ведется недопустимая охота в заповедниках и национальных парках, валом растет браконьерство.

2. Заинтересованность бизнеса. Рынок поощряет убийство. Охотничье оборудование, охотничьи рестораны, охотничьи издания, дорогущие заграничные туры (сафари) - все это дает и будет давать прибыль при одном условии, если люди станут продолжать убивать. Убивать животных. Поэтому для того, чтоб они хотели убивать и дальше, бизнес делает все возможное, чтоб пробуждать и закреплять у них эту отвратительную страсть к убийству и примитивные эмоции. Ради денег. Которые, как известно, не пахнут. Воротилы бизнеса организовали бы охоту и на ...собственных матерей, если бы это давало большие деньги.

3. Безудержная склонность наших соотечественников к пьянству, в том числе на охоте, в результате чего притупляется отвращение к убийству животного. Бывает и наоборот. Испытывающий после убийства зверя или птицы угрызения совести охотник старается "залить" сомнения водкой.

4. Как сообщил мне д.б.н., московский ученый А.В. Олескин, имеется немало научных свидетельств того, что загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (в том числе и свинцом) способствует усилению у людей агрессии, депрессии, а также ослаблению самоконтроля, что, в свою очередь, вызывает у них импульсивные, немотивируемые преступления. Охотники особенно часто подвергаются загрязнению свинцом (имея дело со свинцовой дробью), что, по-видимому, также может способствовать у них появлению желания убивать. С другой стороны, они чаще, чем неохотники, потребляют мясо животных, добытых в состоянии жуткого стресса (погоня и т.д.). Это мясо буквально "нашпиговано" различными химическими веществами, выделяемыми в кровь животного во время стресса, в свою очередь способствует возникновению агрессии и желания убивать у самих охотников. Возникает своего рода замкнутый круг, где жертвами становятся как охотники, так и дикие животные. И еще. По мнению многих психологов, наличие у охотников оружия часто само по себе провоцирует их на убийство животных.

5. Власть традиции. В данном случае традиции убивать. Эта традиция вместе с так называемой эстетикой убийства является важным элементом особой некрофильной культуры, основанной на почитании и даже преклонении перед актом убийства.

Однако охотник в глубине души все же осознает, видимо, греховность своей страсти и старается себя защитить, подбодрить. Это же чувство влечет его к себе подобным, и, как известно, нет союза крепче, нежели союз, основанный на создании общего греха, - справедливо заключает журналист "Независимой газеты" А. Костюков (2002).

6. Эстетика убийства, вернее эстетика самой подготовки к убийству. Первый, обративший на это внимание д.б.н. А.А. Никольский (1999), пишет, что изысканные приемы убийства животных не только многократно воспеты в искусстве, но и стали неотъемлемой частью нашей культуры. Красивые охотничьи костюмы, мелодичные звуки охотничьих рожков, особая охотничья кухня, оригинальный охотничий лексикон (например, говорят не "убил" зверя, а "добыл" зверя) - все это как бы создано для того, чтобы веселить охотника, отвлекать его от грустных мыслей по поводу убийства животных.

Однако даже все эти уловки помогают не каждому. Очень часто охотники сами приходят к осознанию того, что любительская охота неморальна. Заядлый охотник Лев Толстой к 50 годам стал ярым ее противником. 20% американцев, охотившихся в молодости, забросили ружье в зрелости.

Когда человек становится ближе к животным, он нередко перестает смотреть на них как на ресурс, забаву, трофей, мясо. Он начинает ценить животное совсем за другие качества. Один мой знакомый однажды вместо того, чтобы скрутить шею раненой утке, отнес ее для лечения в зоопарк. После этого он понял, что его охотничья карьера завершена.

7. Отношение к убийству как к рядовому явлению. Эта причина так же, как и пьянство, имеет более всего наши, отечественные корни. Длительное, на 100 лет дольше, чем в Европе, рабство, тоталитаризм царского и советского режимов, войны, уничтожившие десятки миллионов жизней, нанесли нашим народам серьезную психологическую травму, выразившуюся в:

а) Обесценивание понятия святости жизни. Запарывание до смерти крепостных крестьян, царские расстрелы, многочисленные войны и бунты, Гулаг и т.п. приучили наших соотечественников смотреть на жизнь, как животных, так и человека, как на нечто, имеющее не столь значительную ценность.

б) Непреодолимое желание отыграться на более слабых. Длительный тоталитарный режим превратил нашего соотечественника в "винтик", раба. Однако психология человека такова, что даже раб иногда жаждет отыграться на другом, показать свою силу, власть. Такое положение вещей я часто наблюдал в армии, когда самый никчемный и гонимый солдатик, "дослужившись" до "старика", превращался в наиболее жестокого тирана и мучителя. Примерно такие метаморфозы происходят и с отечественным "винтиком", попадающим с ружьем на природу. Природа (да еще семья) - единственное окружение, где он в полной мере может реализовать свое тайное желание контролировать, командовать, обладать властью, отыграться на слабых. Один такой "властелин" по пьянке признался мне, что на охоте он одних зверей милует, а других - лишает жизни, что приносит ему несказанное удовольствие. На передаче Украинского телевидения (2000 г.), посвященной дискуссии о моральности охоты, один из охотников заявил: "Внутри человека сидит зверь. Лучше его выпустить на охоте, чем в другом месте". Для таких людей охота тем и хороша, что создает атмосферу узаконенного зла и одобряемых пороков.

Ну а как быть с вождями, другими людьми, облеченными властью? Что им то не хватает? - Той же самой власти! Для них становится патологически важным все время расширять власть, вплоть до бесконечности. Поэтому так важна охота, где они могут убивать какую угодно живность, вплоть до краснокнижных видов, в любые, самые запрещенные сроки, и где угодно, даже в заповедниках, закрытых для простых смертных.

ВЫВОДЫ
Получение удовольствия от выслеживания, преследования и убийства диких животных, выражающее суть любительской охоты (так же, как беспробудное пьянство, рукоприкладство и неуважение к женщине, антисемитизм, раболепие и чинопочитание) по сути является психологическим изъяном человеческой души, своего рода психическим заболеванием, и требует длительной, осторожной и интенсивной психологической реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Костюков А., 2002. Элита снова взялась за ружье // Независимая газета, 6 дек.
2. Никольский А.А., 1999. Этика благоговения перед жизнью - против эстетики убийства // Гуманитарный экологический журнал. - Т. 1, № 2. - С. 7-9.
3. Gunn A., 2001. Environmental ethics and trophy hunting // Ethics and the envirоnmental. - № 6. - P. 68-95.

В. БОРЕЙКО


Победитель Первого конкурса Персональных страничек "8яWebПризнание-2002" в номинации "МИР ЖИВОТНЫХ" hosted by .masterhost На верх страницы!
Интернет-проект "BIGCATS.RU - правда о больших кошках!"
© 1998-2014 Kovu and friends

http://bigcats.ru/index.php?bcif=problems-others-seyanie_smerti.shtml
 Адрес этой страницы:
Ссылки на внешние интернет-ресурсы работоспособны на момент их публикации.
Проект BIGCATS.RU не несёт ответственности за изменения на сторонних серверах!