Дикая природа и природа человека: сохранение природы, ценности и снежный барс
Шафкват Хуссейн
(проект Snow Leopard & Full Moon Night Trekking, Пакистан)
Подготовлено для семинара Стратегия сохранения снежного барса, Сиэтл, США, май 2002 г.

Предварительные сведения

В результате провала стандартных программ по сохранению живой природы был предложен новый подход - так называемое "сохранение с помощью местных сообществ" (Community Based Conservation, CBC). Задачей программ такого типа является достижение двух целей одновременно - сохранение живой природы и улучшение условий жизни местного населения. Программы типа CBC предусматривают активное участие местных сообществ в защите природы, использование местных традиционных представлений и человеческих ценностей при решении задач управления ресурсами (Adams & Hulme 2001; Agrawal & Gibson 1999). Между программами CBC существуют некоторые различия, однако основная идея является общей для всех них: для успешного сохранения живой природы необходимо, чтобы местные жители были в этом экономически заинтересованы(Kellert et al 2000). Таким образом, основной упор в программах CBC делается на утилитарном использовании природных ресурсов. Так как утилитарная ценность измеряется экономически, CBC делает акцент на экономических стимулах в продвижении сохранение природы.

Подобные программы уже применялись на практике. В результате местные жители иногда получали экономический выигрыш, но положительных изменений в живой природе не наблюдалось(Kellert et al 2000; Terborgh 1999). Это привело к возрождению традиционного подхода (который состоит в создании защищённых областей). Две задачи - сохранение живой природы и развитие человечества - опять были разделены (Redford & Sanderson 2000; Terborgh 1999; Oats 1999). Однако, некоторые специалисты считают, что у программ CBC есть огромный потенциал, и возвращение к традиционной стратегии, "повторное изобретение квадратного колеса" (Brechin 2001; Wilhusen 2001), будет гибельным. Необходимо исправить недостатки подхода CBC, если мы хотим создать программу, не конфликтующую с требованиями, стремлениями и интересами местного населения, и, таким образом - способную дать устойчивый, а не сиюминутный результат.

Введение

Текущий подход CBC, который строит стратегию сохранения исключительно на экономических потребностях, был отвергнут как проблемный. Отношение местных сообществ к дикой природе намного более сложное, чем материальная заинтересованность. Оно глубоко связано с традиционным культурным и историческим мировоззрением, которое часто не замечается или не понимается чужаками, в том числе природоохранниками. Взгляды на сохранение дикой природы у местных жителей связаны не только с материальными, но и с духовными, эстетическими, моральными и прочими ценностями, не имеющими отношения к экономике (Kothari 2001; Butz 1996; Posey 1999). Эти ценности часто рассматриваются в совокупности (как "культурные тенденции") и считаются различными в разных географических регионах. Однако некоторые исследователи считают, что все они являются проявлениями чувства, общего для всех людей - любви к природе. Это чувство называют биофилией (Wilson 1993).

В этом документе будет рассмотрена как сама эта тенденция, так и её культурные проявления. В настоящее время природа при создании природоохранных программ рассматривается исключительно с точки зрения западной цивилизации, что часто не совпадает со взглядами населения, проживающего в местах проведения этих программ. Случай с CBC в этом случае особенно показателен: в теории программы должны работать с местными сообществами, однако на практике учесть традиционное мировоззрение не удаётся. Раскрыв концепцию биофилии в случае с сохранением снежного барса, я постараюсь доказать, что отношение человека к природе определяется биологией, но осуществляется посредством культуры. Таким образом, программы CBC должны учитывать то, как различные культуры отражают суть взаимоотношений человека и природы, и стараться интегрировать их в действия, направленные на сохранение природы.

Гипотеза биофилии

Впервые высказанная Эдвардом Вилсоном (1993), гипотеза биофилии утверждает, что у каждого человека есть врождённое стремление каким-либо образом взаимодействовать с процессами, происходящими в живой природе, и это стремление служит нашим жизненным биологическим потребностям. Келлерт (1993), основываясь на теории Вилсона, утверждает, что корни биофилии лежат в нашей биологии: биофилия выработалась в ходе эволюции. По его мнению, биофилия существует постольку, поскольку она даёт человеку преимущество в эволюционной борьбе; она увеличивает вероятность того, что человек найдёт смысл и ощутит наполненность собственной жизни при взаимодействии с природой. Удовлетворение этих потребностей служит достижению основной цели людей как биологического вида - выживанию. Таким образом, разрыв с миром природы (в том числе и в результате исчезновения видов) наносит необратимый вред благополучию людей и в конечном счёте уменьшает вероятность долгосрочного существования человечества.

Келлерт (1993) расширяет первоначальное понимание биофилии. Он говорит, что существует девять потребностей, удовлетворения которых человек ищет в природе: утилитарная, натуралистическая, экологическо-научная, эстетическая, символическая, гуманистическая, моральная, обладательная и негативистическая. Эти потребности являются проявлениями биофилии. Келлерт рассматривает их влияние во многих географических регионах, изучая социоэкономические и культурные условия с целью понять, как люди воспринимают природу (Kellert 1996). Он утверждает, что внешний вид и поведение представителей живой природы глубоко влияют на то, как мы их воспринимаем и какие выводы извлекаем для себя. Келлерт утверждает (1997), что биофилия существует в каждом человеке, и, изначально являясь слабой биологической тенденцией, очень подвержена воздействию социокультурных условий. Именно поэтому в различных культурах тенденции, связанные с биофилией, выражены по-разному, хотя сама любовь к природе присуща всем людям. По мнению Келлерта (1997), эти тенденции подавляются в культурах, где отсутствует возможность их полного развития.

Если принять во внимание гипотезу Келлерта, можно предположить, что представители тех культур, которые рассматривают природу в основном с позиций экономики и материального прогресса, будут иметь мало возможностей полного проявления биофилии. С другой стороны, существуют культуры, рассматривающие природу не только как средство удовлетворения материальных потребностей. Проявление и развитие биофилии среди носителей таких культур гораздо более вероятно. Поэтому пределы выражения биофилии, формируемые местной культурой, очень важны при построении программ сохранения дикой природы. Чем шире эти пределы, тем больше возможностей предоставляется защитникам природы, так как её сохранение будет желательно для многих людей. В обществах, где биофилия относительно подавлена и природа рассматривается только как источник материальных ресурсов, повлиять на поведение людей можно только через экономические мотивы.

Природа и культура

Существует гипотеза, что корни текущего экологического кризиса Запада лежат, по крайней мере частично, в мировоззрении, предлагаемом западным христианством (White 1967). Отношение человека к природе и, таким образом, его действия, определялись большей частью религией. Согласно Библии, человек является хозяином Вселенной, а природа наполнена злыми, порочными и страшными созданиями. Основываясь на таких представлениях, в раннем европейском обществе природа изображалась как средоточие греха, и её следует игнорировать. Природа символизировала животную сторону человека (Nash 1982; Lopez 1978). Различные элементы природы являлись символами человеческой слабости и его греховной стороны. Идея христианства о покорении природы символизировала борьбу человека с собственными слабостями (Lopez 1978). Бог считался высшей, непостижимой сущностью, недоступной обычным шести чувствам (Marangudakis 2001).

Тексты Августина Аврелия (III-IV века) и Фомы Аквинского (XI век) изменили концепции христианства. Оба автора высказали идеи, благодаря которым мы сейчас воспринимаем природу через призму материализма и рационализма (Marangudakis 2001). Новая интерпретация христианской системы верований основывалась на идее о возможности рационального объяснения существования бога. Как следствие, теперь не требовалось населять природу мистическими сущностями и искать в ней символы.

Рационализм западной церкви привёл к дуализму между миром людей и миром природы. Если раньше природа была запретной, таинственной и пугающей областью, то теперь она стала источником ресурсов для удовлетворения материальных потребностей человека. Превращение природы из "области" в "ресурс" было, по моему мнению, поворотной точкой в современной истории управления ресурсами.

Фома Аквинский считал, что животные являются бесчувственными предметами, и убийство животного грешно лишь в том случае, если оно принадлежит другому человеку (Marangudakis 2001). Идеология западной церкви основывалась на антропоцентризме: было важно не то, какой природа является на самом деле, а то, какой её видит человек. Далее, церковь чётко отделяла себя от ранних языческих культов средневековой Европы. Во втором тысячелетии западная церковь осудила множество людей за их "еретические" взгляды на природу; таким образом, эмпатия, сострадание и вдохновение по отношению к природе были полностью искоренены (Nash 1982). Марангудакис (2001) считает, что утилитарная точка зрения стала господствующей тогда, когда политической и экономической элите потребовалось улучшить своё материальное благополучие и усилить привилегии.

Снежный барс и любовь к природе

Отношение проживающих в Гималаях людей к снежному барсу всегда носило смешанный характер. Мифы, распространённые в Северном Пакистане (район Балтистан) описывают ирбиса как частично водное животное. Легенда, популярная среди людей всех возрастов, классов и уровней образования, гласит, что существуют только самки снежного барса. В период размножения самка в ночь на полнолуние подходит к берегу реки или озера, и подзывает своего партнёра - выдру. После спаривания ирбис возвращается в горы, а выдра - в воду. Когда приходит время родов, барс возвращается на берег. Новорождённые детёныши-самцы уходят в воду и становятся выдрами, а самки уходят в горы, вслед за матерью. Снежный барс в этом мифе - мистическое существо, символизирующее магическую сущность природы. Этот пример показывает, что местные жители не всегда ищут рациональных объяснений явлениям природы; в их мировоззрении она наполнена таинственным и необъяснимым. Такие взгляды позволяют людям выразить свою любовь к природе, создавая произведения искусства, связанные с представляемой ими тайной жизнью ирбиса.

На Памире, другом районе северного Пакистана, распространена иная легенда. Пастухи считают, что пастбища являются мистической, наполненной духами областью. Эта область называется "мергич" (Mock 1998). и управляется так называемыми "мергичам" - духами, которые помогают пастухам находить хорошие пастбища и охотничьи угодья. Мергичам помогают только тем пастухам, которые соблюдают законы и традиции мергич. Духи часто приходят на помощь пастухам в обличье животных. Наиболее могущественным и почитаемым животным мергич является снежный барс. Считается, что без помощи снежного барса охотник не может добиться успеха. Местные жители считают ирбиса равным себе существом, достойным не только жизни, но и уважения. Для них использование территории, на которой проживает снежный барс, - то же самое, что получение помощи от человека в час нужды. Эта идея является органической частью их мировоззрения: они считают, что все существа могут приносить пользу друг другу и ни одно из них, включая человека, не является всеобщим повелителем. Природа представляется им разделённой на различные области, в которых главенствуют различные животные, и им необходимо не пытаться покорить друг друга, а сотрудничать. Только в этом случае человек способен выиграть (Mock 1998). Мировоззрение населения Памира позволяет биофилии проявиться в полной мере. Снежный барс служит символом целостности природы и возможности взаимовыгодного сосуществования. Таким образом люди удовлетворяют свои гуманистические и моральные потребности, выражают свои натуралистические идеалы, а также удовлетворяют свои материальные потребности (поскольку на охоте ирбис помогает им).

Жители Непала (верхний Мананг) верят, что снежные барсы существуют для выполнения задачи, греховной для остальных - убийство других животных (Gurung 1998). Считается, что грехи ирбиса переносятся на человека, убившего его. Если людям пришлось убить снежного барса, они просят прощения у богов. Поступки людей, с их точки зрения, отражаются на природе и на внешнем мире. Люди и природа в этом мировоззрении тесно связаны. Природа помогает выразить моральные ценности людей, она является частью духовного пути, позволяя удовлетворить метафизические потребности. Снежный барс напоминает людям о том, что они должны поступать хорошо и воздерживаться от греховных действий.

В Балтистане и северных горах Пакистана находят доисторические петроглифы, изображающие снежных барсов. Часто он изображён охотящимся на стадо козлов. Дани (1983) высказывает предположение, что эти рисунки были сделаны охотниками, которые были впечатлены ловкостью и силой ирбисов. Таким образом, эти охотники получали удовлетворение эстетических, натуралистических и экологических потребностей. На раннем этапе своего развития люди часто выражали своё восхищение животными в художественной форме (Kellert 1983).

В древних шаманских ритуалах Монголии, которые позднее стали частью ламаизма, шкура ирбиса служила транспортом, позволявшим шаману вознестись к высшим духам. Таким образом люди получали удовлетворение своей потребности в символах. Снежный барс напоминал им о необходимости постоянного духовного самосовершенствования.

Выше были приведены различные примеры того, как особое мировоззрение позволяет жителям Гималаев выражать свою любовь к природе. Но гипотеза Келлерта говорит и о том, что внешний вид снежного барса способен пробудждать биофилию в людях вне зависимости от их мировоззрения. Лучше всего эту идею иллюстрируют книги "Stones of Silence" Джорджа Шаллера (1988) и "The Snow Leopard" Питера Маттиесена (1998). Авторы, современные западные натуралисты, приписывают снежному барсу свойства мистического существа, что очень напоминает верования монгольских шаманов и памирских пастухов.

В книге "The Snow Leopard" ирбис описывается как скрытное и загадочное животное. Автор пишет: "Если снежный барс как-либо проявит себя - я готов его увидеть. Если нет - значит, я к этому не готов... думаю, я должен быть разочарован, забравшись так далеко, но я не испытываю разочарования. Я одновременно и разочарован, и не разочарован. Снежный барс есть, он находится рядом, и его холодные глаза наблюдают за нами со склона горы - этого достаточно".

Шаллер (1988) пишет: "...в тумане и за пеленой снега я с трудом заметил ирбиса, находившегося в сухом и защищённом убежище под нависшей скалой. В эту ночь я не узнал ничего нового, но часы тишины, неземная красота гор, залитых лунным светом, и, помимо всего, знание, что я был частью мира снежного барса, наполнили меня тихим восторгом". Тот факт, что люди, проживающие в Гималаях и в северном Пакистане, и знаменитый натуралист из Нью-Йорка говорят о снежном барсе с одинаковым благоговением, очень ярко демонстрирует эффект, который это животное производит на человеческие чувства и воображение. Эти впечатления обусловлены не мировоззрением наблюдателей, скорее, они вызваны внешним видом и поведением самого ирбиса.

Из вышеописанных примеров понятно, что отношение людей к снежному барсу обычно является позитивным, однако бывают и исключения, вызванные тем, что иногда ирбис охотится на принадлежащих людям животных. Робертс (1997) описывает традицию, бытовавшую ранее в северном Пакистане: в честь человека, убившего ирбиса, местный властитель устраивал праздник. Существуют и другие исторические свидетельства того, что жители Гималаев питают смешанные чувства по отношению к снежному барсу (Trevelyan 1987).

Тем не менее, отношение к ирбису чаще позитивное, чем негативное; в противном случае он бы попросту не выжил. Более того, я верю, что люди убивают ирбисов только в том случае, когда их собственное существование ставится под угрозу. Если такая угроза устраняется, необходимость в истреблении барсов отпадает. Известно, что жители Европы и Северной Америки также уничтожали крупных хищников, наверняка по тем же самым причинам (животные представляли угрозу стадам), но в основе их действий лежит абсолютно другое видение мира. Хищники рассматривались как символ регресса, препятствия, стоящего на пути развития цивилизации и материального прогресса, поэтому охота на них продолжалась до полного их истребления.

Заключение

Утверждая, что при создании природоохранных программ следует использовать любовь человека к природе, я не заявляю, что более очевидные потребности людей учитывать не следует. Биофилия может лишь дополнять подобные программы. Я верю, что такие уникальные виды, как снежный барс, способны пробудить ранее спящее в человеке чувство любви к природе. В настоящий момент существует два типа программ по сохранению ирбиса: создание защищённых областей и программы CBC. Второй подход, в отличие от первого, учитывает человеческие потребности, однако его сфокусированность исключительно на экономическом интересе - страхование стад, например, или экотуризм - является его основным ограничением. В настоящий момент действия по охране природы строятся исключительно на западной научной традиции, в основе которой лежит позитивизм, поэтому недоступные логическому осмыслению идеи, такие как любовь к природе, учитываются слабо или не учитываются вообще. Примером этого разделения служит тот факт, что Джордж Шаллер написал две книги о копытных Гималаев, одна из которых - строгий научный труд, а вторая - эмоциональное повествование. Schaller (1988) цитирует Вильяма Бебе, который утверждал: "Факты следует усваивать путём спокойных размышлений, чередуя занятия наукой и мысли о радости существования" (с. 3). Я надеюсь, что, защищая снежного барса, мы сможем уничтожить искусственное разделение между нашими научными представлениями и естественными для человека попытками познать смысл и дух природы.

Литература

  1. Adams, W. & D. Hulme. 2001. If Community conservation is the answer in Africa, what is the questions? In Oryx, Vol 35 No 3 193-200
  2. Agrawal, A. and C. C. Gibson. 1999. Enchantment and Disenchantment: The Role of Community in Natural Resources Conservation. World Development. 27 (4) 629 – 649
  3. Butz, D. 1996. Sustaining indigenous communities: symbolic and instrumental dimensions of pastoral resource use in Shimshal, northern Pakistan. The Canadian Geographer. 40: 36-53
  4. Dani, A. 1983. History of Northern Areas. Vanguard Books. Karachi.
  5. Gurung, G. 1998. Snow Leopard conservation in Himalayas. Postings in the Mountain Forum Bulletin, Vol 2, 3-4.
  6. Kellert, S. R., J. N. Mehta, S. A. Ebbin, L.L. Lichtenfeld. 2000. Community Natural Resource Management: Promise, Rhetoric, and Reality. Society and Natural Resources 13: 705-715
  7. Kellert, S. R. 1983. Affective, Cognitive, and Evaluative Perceptions of Animals. Behavior and Natural Environment. Altman &Wohlwill (eds). Plenum Publishing Corporation.
  8. Kellert, S. R. 1993. The Biological Basis for Human Values of Nature. In The Biophilia Hypothesis, E. O. Wilson and S. R. Kellert, eds. Island Press, Washington, D.C.
  9. Kellert, S. R. 1996. The value of Life: biological diversity and human society. Island Press, Washington, D.C.
  10. Kellert, S. R. 1997. Kinship to Mastery: Biophilia in Human evolution and Development. Island Press, Washington, D.C.
  11. Kothari, A. 2001. Time to move Out of Africa – A response to Adam and Hulme. Oryx 35 (3), 204- 205
  12. Lopez, B. 1978. Of wolves and men. Charles Scribner’s and Sons, New York.
  13. Marangudakis, M. 2001. The medieval roots of our ecological crises. In Environmental Ethics, Vol 23, 243-259.
  14. Matthiessen, P. 1998. The Snow Leopard. Vintage. London.
  15. Mock, J. H. 1998. The Discursive Consruction of Reality in the Wakhi Community of Northern Pakistan. Unpublished Ph.D Thesis. University of California, Berkeley.
  16. Nash, R. 1982. Wilderness and the American mind. Yale University Press, New Haven.
  17. Oates, J. 1999. Myth and Reality in the Rain Forest: How Conservation Strategies Are Failing In West Africa. Berkeley, CA: University of California Press.
  18. Posey, D. 1999. Cultural and Spiritual Values of Biodiversity. UNEP, Nairobi and Internediate Technology Publication.
  19. Redford, K. & Sanderson, S. 2000. Extracting Humans from Nature. Conservation Biology 13: 1246 - 1256
  20. Roberts, T. J. 1997. Mammals of Pakistan. Oxford University Press. Karachi, Pakistan.
  21. Schaller, G. 1988. Stones of Silence: Journeys in the Himalayas. The University of Chicago Press. Chicago.
  22. Terborgh, J. 1999. Requiem for Nature. Washington, DC: Island Press/Shearwater Books
  23. Trevelyen, R. 1987. The Golden Oriole. Viking Press. New York.
  24. Wilhusen, P.; S. Brechin; C. Fortwangler; P. West. 2001. Reinventing a Square Wheel: Critique of a Resurgent “Protection Paradigm” in International Biodiversity Conservation. In press (May 2001), Society and Natural Resources.
  25. Wilson, E O. 1993. 1993. The Biophilia hypothesis. Island Press, Washington, DC.
  26. White, L. 1967. The Roots of our Ecological Crises. In Science Vol 155, 1203 – 1207.


Исходный текст находится по адресу
http://www.snowleopardnetwork.org/bibliography/hsnh02.pdf.
Перевод для проекта BIGCATS.RU выполнил FLogic.

Победитель Первого конкурса Персональных страничек "8яWebПризнание-2002" в номинации "МИР ЖИВОТНЫХ" hosted by .masterhost На верх страницы!
Интернет-проект "BIGCATS.RU - правда о больших кошках!"
© 1998-2014 Kovu and friends

http://bigcats.ru/index.php?bcif=problems-guard-nature_and_human_nature-conservation....sh
tml
 Адрес этой страницы:
Ссылки на внешние интернет-ресурсы работоспособны на момент их публикации.
Проект BIGCATS.RU не несёт ответственности за изменения на сторонних серверах!