КАК БЕЛЫЙ БАРС СТАЛ СИМВОЛОМ ТАТАРСТАНА

7 февраля 1992 года был утвержден Государственный герб Татарстана. Он представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой, на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан". Достоверно истоки эмблемы барса исходят от волжско-камских булгар, составивших этническую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья. Булгары создали в Х веке сильное государство - Волжско-Камскую Булгарию, в которой в XII веке барс становится гербом. Одно из булгарских племен Поволжья, возвысившееся впоследствии, носило имя «Барсил», что прочитывается как «Барс-иле», то есть племя, народ, страна барса. Одна из передних лап животного вытянута вперед, хвост приподнят, пасть оскалена. Вся фигура барса подчеркивает могущественность, величие. Барс в гербе республики говорит об исторической преемственности, уважении к древней культуре татарского народа, традиционной символике государства. Он - символ плодородия. В тюрко-монгольском «зверином календаре» с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам особенно удачным считался именно этот год. Народные поговорки гласили: «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «В год Собаки скотина растет, в год Барса все растет», «Год Барса придет богатство».

У волжских булгар барс считался особо священным животным, поэтому он представлен со знаком святости - крыльями. Вытянутая лапа - традиционный геральдический жест, обозначающий верховную власть в государстве и ее величие. Поднятый хвост барса говорит об уверенности, свободолюбии и независимости. Острые зубы и когти животного свидетельствуют о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Щит на боку барса означает защиту, покровительство. Изображенная на нем восьмилепестковая астра символизирует долголетие, жизнь, процветание. Четное количество лепестков цветка говорит о женском роде, отсюда исходит вера в вечное продолжение жизни. Диск красного солнца означает цвет восходящего светила - символ роста и прогресса. Обрамляющий герб популярный растительный орнамент казанских татар олицетворяет красоту и плодородие земли Татарстана, которой покровительствует священный барс. Венчающий орнамент цветок тюльпана - любимый элемент орнамента тюркских народов, имеющих происхождение из Центральной Азии – родины почти всех тюльпанов. Круглая форма герба означает щит. Три золотых кольца означают Булгарский, Казанский и современный периоды развития истории Татарстана. Не случайно и талисманом Универсиады 2013 в Казани выбран котенок снежного барса, названный Юни, сокращенно от слова University (Юнивёсити).

Почему же именно снежный барс стал тотемом и гербовым животным у волжских булгар, а затем и Татарстана? Ведь снежные барсы и просто барсы – леопарды в районе среднего течения Волги и Камы никогда не водились. Другим тотемом у волжских булгар был волк. Это понятно, волк широко распространен в природе на континенте Евразия и является символическим у многих народов, например у чеченцев. Некоторые историки считают, что большая группа племен болгар пришла на необжитые дикие земли на средней Волге, предположительно, из-за усилившихся конфликтов с Хазарским каганатом, где укоренилась иудейская вера. Ранее эти племена занимали территории гораздо южнее – Причерноморье (Приазовье) и Кавказ. На Кавказе в те стародавние времена по обе стороны хребта повсеместно обитали барсы, то есть леопарды, но никак не снежные. Они до сих пор единично встречаются в Закавказье, Туркмении и Иране. Барс – древнее, тюркско-туркменское имя леопарда. Надо сказать, что в толковом словаре Даля, например, к имени барс относятся все евразийские пятнистые кошки, снежный барс и гепард в том числе: «Барс - м. барсиха ж. хищный зверь кошачьего, львиного рода, чубарый тигр - Felis pardus; название барса общее нескольким видам; у нас, в восточных степях Азии, водится один только вид барсов: гривчатый, Felis jubata, приучаемый в Азии к охоте, травле, а на Алтае также Felis uncia». В настоящее время Felis pardus имеет латинское имя (Panthera pardus) – леопард, Felis jubata (Akinonyx jubatus) – гепард, а Felis uncia (Uncia uncia) – ирбис или снежный барс. В этом же словаре поясняется значение слова ирбис: «Ирбис - м. монгольск. сибирский барс, Felis irbis». Короче, и леопарда, и ирбиса можно считать близкими родственниками и обоих называть барсами, только ирбиса обязательно снежным.

Доказательств обитания в древности снежных барсов на Кавказе нет. На гербе Цхинвала – столицы Южной Осетии красуется барс, но желтый с мелкими пятнышками и не снежный. Еще раз вспомним Лермонтова «Мцыри»: «… Как барс пустыни зол и дик…». Так вот, можно предположить, что именно барс – леопард, а не снежный барс первоначально стал тотемом у волжских булгар. Тем более, что на гербе изображен совершенно белый, без пятен барс. У обыкновенного леопарда редко, но бывают альбиносы - животные, чья окраска чисто белого цвета, а глаза красные. Такие особи всегда чрезвычайно ценились, их старались отловить и приручить. Возможно, у кого-то из правителей древних булгар был прирученный белый леопард. А у снежного барса альбинизм неизвестен, однако… может быть редчайшие случаи все же в истории были.

Барсы являются широко распространенными тотемами не только у тюркских, но и у других народов. Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка – с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом, считалось приметой избранности, счастья. Культ снежного барса уходит в глубокую древность и отчетливо проявляется в скифо-сакскую эпоху. Крылатый снежный барс встречается и в наскальных рисунках древних людей, живших в районе огромной Алтае-Саянской горной системы. По представлениям монголов, хакасов, тувинцев и алтайцев является представителем высших Небесных сил на Земле, является тотемом (первопредком) и хранителем рода. Просто барс или леопард никогда не водился на Алтае. Здесь и в наше время обитает только снежный барс или ирбис и в древности его никогда в этих краях не называли барсом. Ирбис (Irvis) – старинное монгольское название этого хищника. В настоящее время этот зверь так и называется в Монголии. В переводе означает – снежная кошка. Тувинцы ирбиса называют ирбиш, по-киргизски она именуется илбирс, а у казахов - илбис. Но прошли века и имя барс укоренилось за снежным барсом, а леопарда сегодня чаще так и называют - леопард.

Татаро-Монгольские племена до конца XII века жили на территории современной Монголии и нынешней России. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди монгольских племен в этот период выделялось большое племя татар, обитавшее в северо-восточной части Монголии. Татары были соседями государства Кыргыз, расположенного в верховьях Енисея – Улуг-Хема. Объединить все эти народы (в основном военными методами и хитростью) удалось Темучину, ставшему Чингизханом. В результате монгольского завоевания в 1236 году Волжская Болгария вошла в состав могущественного улуса монгольского хана Джучи - Золотая Орда. Занимая громадную территорию от Алтая на востоке и до берегов Дуная на западе, от Булгара и Казани на севере до Дербентского ущелья на юге, Золотая Орда в течение почти 200 лет была в центре мировой политики и культурного обмена. Видимо, в этот период, когда этноним татары стал уже широко применяться в Восточной Европе и объединил в дальнейшем близкие народности этого разоренного батыевыми ордами края, произошло укрепление символического значения именно снежного барса, как символа. По свидетельству многих историков разных времен существовал своеобразный «этнографический коридор» связей между народами Восточной Европы, Поволжья и Востоком до нынешней Монголии и Китая включительно. Достаточно вспомнить роман Василия Яна «Батый», где он пишет об обязательном для русских и других князей в захваченных землях путешествии в Каракорум, находящийся в Монголии для получения «ярлыка на княжение». Маршрут путешествия был долгий – не менее года и фактически весь по Великому Шелковому Пути, проходящему через «барсиные» места на Тянь-Шане в Джунгарии и на Алтае. Легендарная столица империи Чингисхана Каракорум располагалась в 380 километрах западнее современного Улан-Батора в самом центре Монголии в верховьях реки Орхон, юго-западнее озера Байкал. В те времена снежные барсы водились в горах Восточного Саяна вокруг этого священного озера и также являлись священными животными. В Западных Саянах ирбис и сейчас встречается, но очень редок. Это и были как раз исконные земли монголо-татар, у которых снежный барс и волк, как у булгар были тотемными животными. Золотая Орда, несмотря на то, что сформировалась репрессивно-военными жестокими методами, фактически объединила многие народы, культуры и символы.

После распада Орды в районе нынешнего Татарстана сформировалось Казанское ханство, которое затем вошло в состав огромной России. А барс остался символом, ведь это память о предках, символ идеи, верности и символизирует он духовность и мужество выстоявших под ордынским игом народов.

Логинов Олег

Победитель Первого конкурса Персональных страничек "8яWebПризнание-2002" в номинации "МИР ЖИВОТНЫХ" hosted by .masterhost На верх страницы!
Интернет-проект "BIGCATS.RU - правда о больших кошках!"
© 1998-2014 Kovu and friends

http://bigcats.ru/index.php?bcif=irbises-kak_belyj_bars_stal_simvolom_tatarstana.shtml
 Адрес этой страницы:
Ссылки на внешние интернет-ресурсы работоспособны на момент их публикации.
Проект BIGCATS.RU не несёт ответственности за изменения на сторонних серверах!